Ни одного автомобилиста не минует чаша сия
18 октября 2005 года

- С декабря мы проводим углубленное медосвидетельствование, выявляем потребителей наркотиков, - объяснила корреспонденту "ВК" заведующая вторым амбулаторным отделением городского наркологического диспансера Люция Криницкая. - Это делается по согласованию с ГАИ, на основании соответствующих постановлений российского правительства, приказа минздрава. Есть также приказ горздрава...

Криницкая говорит, что результаты от нововведения наркологи получили самые положительные: ежемесячно удается дополнительно выявить от 15 до 30 наркоманов. А еще, добавила завотделением, по-новому выстроив работу, они обнаружили, что прежде до 50 процентов водителей приносили в ГАИ справки не из наркодиспансера, а вообще неведомо откуда: при проверке оказалось, что в регистратуру они вовсе не обращались. (Выходит, наркологи между делом еще и за УБЭП теперь работают?)

Углубленному освидетельствованию подвергаются в обязательном порядке не только водители - его в соответствии с приказом горздрава заставляют теперь проходить и при поступлении на работу (в том случае, когда допуск к профессиональной деятельности невозможен без справки из наркодиспансера), в учебные заведения, для получения лицензии на приобретение оружия, а также вида на жительство и разрешения на временное проживание. Если справка нужна для предъявления в несколько организаций, человеку разрешают сдавать один анализ, а за каждый дополнительный бланк с синим штампиком к его стоимости добавляют 30 рублей. И никуда не денешься, заплатишь, ведь без бумажки ты - букашка.

- А можно у вас получить справку старого образца по старой цене? - поинтересовалась корреспондент "ВК" у Криницкой.

- Можно. Но в ГАИ ее не примут, - последовал ответ.

То есть обследоваться на наркотики нас просто принуждают! При том, что согласно закону для принудительного освидетельствования на наркотики должны иметься веские основания, а направить на него может только должностное лицо с определенными полномочиями и с соблюдением ряда обязательных формальностей.

Криницкая и специалисты городского наркодиспансера перечислили корреспонденту "ВК" номера постановлений российского правительства, которыми якобы руководствовались в горздраве, вводя обязательное медосвидетельствование. Однако в этих постановлениях речь идет о медосвидетельствовании для допуска к определенным видам профессиональной деятельности - и только! Стало быть, нельзя на их основании сделать обязательным освидетельствование на наркотики, например, для непрофессиональных водителей. Применить к ним можно разве что приказ российского Минздрава, определяющий порядок направления водителей на освидетельствование на алкогольное опьянение - но только в том случае, если водитель, попавший под подозрение, находится за рулем, а вовсе не тогда, когда он еще только собирается получить права, чтобы сесть за руль. И получается, что обязательный анализ благословило вовсе не российское правительство, а всего лишь наш горздрав - приказом № 723 от 1 декабря 2004 года.


Приказ этот установил особый порядок получения справки для казанцев. За пределами столицы республики все остается по-прежнему - в минздраве, может, и хотели бы использовать обращение каждого гражданина в наркодиспансер для повышения "процента выявляемости" страдающих наркозависимостью, да не усмотрели для этого законных оснований. Главный нарколог республики Фарит Фаттахов объяснил корреспонденту "ВК", что по правилам справку для ГАИ врач наркодиспансера должен выдавать после осмотра, и он имеет право предложить сдать анализы, только если в ходе этого осмотра будут выявлены клинические признаки наркотического опьянения. "У нас даже были на эту тему споры с главным врачом городского диспансера, - сказал Фаттахов. - Но распространить этот порядок на республику можно будет только, когда на это будет законодательная база".

Стало быть, готовя документ о поголовном освидетельствовании, руководство горздрава знало, что принуждать граждан, пришедших в наркодиспансер за справкой, пройти освидетельствование - незаконно. Но принуждать все-таки решило, правда, подстраховавшись от претензий по поводу незаконности. В наркодиспансере поступают просто - прежде чем вручить посетителю пластиковый стаканчик для анализа, ему предлагают заполнить бланк заявления, благодаря которому принудительное освидетельствование вмиг превращается в добровольное. Текст заявления составлен так, что из него следует: гражданин сам ну очень-очень просит взять мочу на анализ. Подмахивают эту бумажку наши люди не глядя, в текст не вникая. А зря - после этого если даже они и вздумают жаловаться на добровольно-принудительное освидетельствование, например, в прокуратуру, то прокурор, прочитав их заявления в наркодиспансере, ничего противоправного в действиях наркологов не обнаружит.

Самое же обидное - что добровольно-принудительное обследование, сопровождающееся облегчением карманов будущих водителей, вовсе не гарантирует, что наркоманы водительских прав не получат. Писать в баночку граждан отправляют в туалет. Криницкая говорит, что за ними при этом наблюдают через приоткрытую дверь ("подписавшись" на анализ, мы заодно подписываемся и на это унижение), так что подменить мочу очень трудно. Но ведь не зря говорят: голь на выдумку хитра - естественно ожидать, что вместо липовых справок в ГАИ наш изворотливый народ теперь понесет липовую мочу наркологам. И только денежки за анализы будет платить не липовые. Ряды автолюбителей растут стремительно, так что наркодиспансерам гарантирован верный доход. Не дай бог, им позавидуют психиатрические диспансеры - нам всем только еще платного добровольно-принудительного психиатрического обследования не хватало.

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"